Сайт директора школы
Вторник, 14.05.2024, 00:44
Меню сайта

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 84

Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Научно-исследовательский проект
    Педагогический мониторинг как средство управления
    качеством образования в профильной школе
    1. Научная проблема, на решение которой направлен проект
       Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческой деятельности.
       В мониторинге можно выделить три четко различимых этапа: выработка стандартов или нормативов, сопоставление с ними реальных результатов и принятие корректирующих воздействий.
       Необходимым условием функционирования педагогического мониторинга является действенность механизма использования полученной в результате его осуществления информации при принятии управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса. Формирование такого механизма предполагает определение путей и способов отбора наиболее ценной организационно-педагогической информации, ее обработки и обобщения в целях эффективного управления. Особую значимость приобретает решение данной проблемы для регулирования инновационных процессов, характеризующихся значительной динамикой основных структурных компонентов педагогического взаимодействия. Именно таким процессом является процесс организации профильного обучения на старшей ступени общего образования.
       Одним из наиболее существенных факторов, ограничивающих эффективность управления качеством образования в профильной школе, является недостаточность его мониторингового обеспечения. В то же время накопленный в сфере управления школой опыт построения информационно- аналитических систем позволяет приступить к разрешению противоречия между потребностью функционирования структур внутришкольного управления профильных общеобразовательных школ в оптимизации систем педагогического мониторинга и недостаточной разработанностью теоретико-технологического аспекта, обеспечивающего выполнение этой управленческой задачи.
       Проблемой исследования является разработка и обоснование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность деятельности по построению системы педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в профильной общеобразовательной школе.
    2. Актуальность выбранной проблемы
       Введение профильного обучения на старшей ступени средней школы является одним из приоритетных направлений развития общего (среднего) образования. Главная цель профилизации заключается не только в формировании специальных научных знаний учащихся, целостности их представлений об окружающем мире, но и в обеспечении полноценной реализации школьниками индивидуальных склонностей и способностей, создании условий для их будущего профессионального самоопределения.
       Изменение структуры целевой ориентации профильной школы в сравнении со школой традиционной обусловливает необходимость изменения совокупности соответствующих параметров, используемых для определения качества общего образования. Приоритетную значимость приобретает в связи с этим оценка степени соответствия реализуемого в профильной школе содержания образования многообразию интересов школьников, проявляемых в отношении направленности и уровня усвоения образовательных программ.
       Качество образования в отношении каждого конкретного учащегося, осваивающего определенный образовательный профиль, определяется не только уровнем усвоения им учебного материала, но и в единстве с этим- уровнем значимости усвоенного содержания обучения для самореализации учащегося как личности. Заметно возрастает при этом роль учета значительного усиления ориентации учащегося на актуальную для него сферу интересов, связанных с профессиональными планами, намерениями и предпочтениями. Из вышеизложенного явно следует, что уровень личностно-смысловой удовлетворенности учащегося профильной школы реализуемой им индивидуальной образовательной программой становится в условиях профильного обучения определяющим критерием оценки качества образования. В свою очередь, такой подход к оценке качества преподавательской работы диктует необходимость существенного повышения потенциала вариативности содержания обучения в профильной школе. Но для реализации этого необходимо значительное повышение уровня многообразия образовательной системы, характеризующего традиционную (непрофильную) школу. Прежде всего, данное педагогическое явление обусловлено главным принципом организации профильного обучения - принципом свободы выбора и связанной с его реализацией «прибавкой» в структуре мотивации учащегося: обогащение мотивации учения, детерминируемое осмыслением значимости содержательных компонентов, ориентируемых на послешкольное профессиональное самоопределение.
       Как было отмечено выше, это обогащение мотивов во многом вызвано реальной возможностью реализации в профильной школе интересов учащихся, ориентированных на предпочитаемую сферу будущей профессиональной деятельности.
       Оптимальный эффект радикального изменения уровня многообразия (и в связи с этим и уровня сложности) школы как педагогической системы может быть достигнут лишь в том случае, если такое изменение будет сопровождаться ростом многообразия содержательно-целевых и операционно-технологических компонентов системы внутришкольного управления.
       Каковы приоритеты деятельности по решению этой проблемы? Какие новые компоненты управленческой деятельности вводить в профильной школе? Какие компоненты обновлять? В какой последовательности? Какие новые связи и отношения между компонентами образовательной системы формировать? В каком темпе осуществлять изменения? Предлагаемые современной педагогической наукой и практикой модели внутришкольного управления достаточно полного ответа на эти вопросы не дают.
       В результате, современная школа не в полной мере решает поставленные перед ней новые задачи, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, не соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о способах получения образования. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования.
       Решение этих проблем, на наш взгляд, может быть обеспечено только на основе усиления внутришкольного потенциала организации информационно-диагностических процессов с учетом специфики профильного образования. Нетрудно понять также, что способ решения обозначенных проблем тесно связан с построением качественно новой в сравнении с традиционной школой системы внутришкольного педагогического мониторинга. Главным целевым ориентиром этой работы должно стать обеспечение посредством мониторинга повышения гибкости и цикличности управления, расширения диапазона анализируемых данных в процессе принятия управленческих решений.
       Такая логика стала для нас основополагающим аргументом в осмыслении актуальности проблемы исследования.
    3. Конкретные задачи, на решение которых направлен проект
       Проблема оценки качества образования в профильной школе определила основную цель нашего исследования - построение и экспериментальная апробация модели системы педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в профильной школе...
     
    Материалы научно-исследовательского проекта:
    • Содержание научно-исследовательского проекта по теме « Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования в профильной школе»;
    • Положение о мониторинге;
    • Совершенствование образовательного процесса в профильной школе на основе педагогического мониторинга (методические рекомендации);
    • Создание банка данных мониторинга качества образования профильного обучения (методические рекомендации);
    • Методические рекомендации по подготовке проблемно-ориентированного анализа работы школы с учетом результатов мониторинга состояния качества профильного обучения;
    • Методические рекомендации по осуществлению управленческой деятельности на основе мониторинга качества профильного обучения;
    • Методические рекомендации по разработке системы контроля за образовательным процессом в профильной школе;
    • Методические рекомендации по разработке диагностического механизма;
    • Мониторинг как технология управления качеством образования учащихся в профильной школе (Модель);
    • Программа диагностики личности.
    Категория: Мои статьи | Добавил: biltd (04.08.2010)
    Просмотров: 2636 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Oly  
    0
    Скажите, пожалуйста, можно ли открыть приложения к мониторингу образовательной системы вашей школы? Хочется познакомиться с их содержанием! Заранее спасибо!

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright БилецкаяТД © ВСШ-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz