Сайт директора школы
Вторник, 14.05.2024, 21:30
Меню сайта

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 84

Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Мониторинг качества
    Мониторинг качества образовательной системы школы
    I. Условия возникновения и становления опыта
       Создание системы педагогического мониторинга является одной из важнейших задач школы. В той или иной мере мониторинг в системе школьного образования существовал всегда. Это и контрольные срезы знаний учащихся, и экзамены, и инспекторские проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга недостаточно эффективны и имеют ряд серьезных недостатков:
       - контроль за состоянием обучения носит нерегулярный, эпизодический характер. Методики не ориентированы на перманентность применения, поэтому невозможно проследить динамику тех или иных изменений в образовательном процессе;
       - основная направленность – на итоги обучения. При этом сам процесс обучения, формирования знаний, умений и навыков остается вне поля зрения педагогов;
       - недостаточная информативность, поскольку при анализе результатов используются бальные отметки, что не позволяет выяснить, в какой мере усвоено учащимися содержание учебного курса.
       Вышеизложенные недостатки определяют главную проблему – отсутствие, по существу, управленческих диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных пробелов в знаниях учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на процессы обучения и воспитания обучающихся. Поэтому создание и налаживание функционирования системы непрерывного изучения результативности образовательно-воспитательного процесса становится важнейшей задачей управленческой деятельности учреждений образования.
       Анализ практики работы нашей школы позволил нам сформулировать проблему опыта: «Мониторинг качества образовательной системы школы». Решение данной проблемы определяется противоречиями между возрастающими потребностями общества и самоопределяющейся личностью, с одной стороны, и недостаточностью теоретической и практической разработок педагогических основ управления школой, с другой.
       В целях формирования целостной системы информационно-аналитической деятельности при администрации школы в начале 2002/2003 учебного года была создана контрольно-диагностическая служба, основной задачей которой стало оценивание и прогнозирование развития школьной образовательной системы. В качестве основных компонентов были выбраны следующие:
       - качество управления;
       - качество содержания образования;
       - качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
       - физическое и психическое здоровье обучающихся;
       - качество подготовки педагогического персонала;
       - развитие личности обучающихся на основе интеграции процессов обучения и воспитания.
       Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.
    II. Актуальность проблемы педагогического опыта
       Автор концепции «постоянного улучшения качества» Эдвардс Деминг считал, что только 15 % отклонений в качестве зависит от непосредственных исполнителей, а 85 % дефектов определяется недостатками управления.
       Исходя из тенденций развития современного образования, особую значимость приобретает проблема качества образования, которая во многом в свою очередь детерминирована качеством управления.
       Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся. Оценке качества подготовки школьников служит мониторинг.
       Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, принятия эффективных управленческих решений.
       Постоянный мониторинг за качеством учебно-воспитательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обостряющихся проблем нравственного воспитания школьников.
       Систематический контроль качества учебно-воспитательного процесса является одной из основных составляющих управления школой. Поэтому внимание администрации школы к управленческим технологиям, системе мониторинга во многом определяется не столько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса.
       Предлагаемый вариант мониторинга разработан и служит, прежде всего, задачам решения проблемы качества образования. Для нас эта работа, кроме вышеуказанной цели, была возможностью обозначить имеющиеся у нас представления о качестве образования, выделить приоритетные образовательные ценности, предложить модель оценки деятельности современной школы.
       При разработке программы мониторинга творческая группа столкнулась со следующими проблемами:
       1. Проблема отсутствия в современной психологии и педагогике емких замеров обученности, развитости и воспитанности личности ребенка. Отсюда проблема отбора и минимизации показателей мониторинга.
       2. Проблема, связанная с затруднениями в анализе полученных данных, возникающими из-за отсутствия каких-либо норм, стандартов, среднестатистических показателей оценки состояния образовательных систем.
       Создавая мониторинг своей школы, мы, так или иначе, решали указанные проблемы и формировали собственное представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования.
    III. Теоретическая база опыта
       Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле.
       В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. Важно подчеркнуть, что объекты мониторинга должны совпадать с объектами управления. Это позволяет обеспечить информационные потребности управления и избежать сбора информации «на всякий случай»...
     
    Материалы опыта:
    • ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА;
    • Описание опыта «Мониторинг качества образовательной системы школы»;
    • Рецензия на актуальный педагогический опыт директора МОУ «Верхопенская средняя школа имени М.Р. Абросимова» Ивнянского района Билецкой Татьяны Дмитриевны по проблеме: «Мониторинг качества образовательной системы школы»;
    • Приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16;
    • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА (Билецкая Татьяна Дмитриевна);
    • УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ учащихся организацией воспитательной работы в школе.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: biltd (04.08.2010)
    Просмотров: 11915 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/3
    Всего комментариев: 2
    2 Маругина Любовь  
    0
    Cпасибо! Удачи!

    1 doberonja  
    0
    Спасибо! Нашла то, что искала.

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright БилецкаяТД © ВСШ-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz