Мониторинг качества образовательной системы школы
Актуальность проблемы педагогического опыта
Автор концепции «постоянного улучшения качества» Эдвардс Деминг считал, что только 15 % отклонений в качестве зависит от непосредственных исполнителей, а 85 % дефектов определяется недостатками управления.
Исходя из тенденций развития современного образования, особую значимость приобретает проблема качества образования, которая во многом в свою очередь детерминирована качеством управления.
Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки обучающихся. Оценке качества подготовки школьников служит мониторинг.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса, принятия эффективных управленческих решений.
Постоянный мониторинг за качеством учебно-воспитательного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, обостряющихся проблем нравственного воспитания школьников.
Систематический контроль качества учебно-воспитательного процесса является одной из основных составляющих управления школой. Поэтому внимание администрации школы к управленческим технологиям, системе мониторинга во многом определяется не столько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса.
Предлагаемый вариант мониторинга разработан и служит, прежде всего, задачам решения проблемы качества образования. Для нас эта работа, кроме вышеуказанной цели, была возможностью обозначить имеющиеся у нас представления о качестве образования, выделить приоритетные образовательные ценности, предложить модель оценки деятельности современной школы.
При разработке программы мониторинга творческая группа столкнулась со следующими проблемами:
1. Проблема отсутствия в современной психологии и педагогике емких замеров обученности, развитости и воспитанности личности ребенка. Отсюда проблема отбора и минимизации показателей мониторинга.
2. Проблема, связанная с затруднениями в анализе полученных данных, возникающими из-за отсутствия каких-либо норм, стандартов, среднестатистических показателей оценки состояния образовательных систем.
Создавая мониторинг своей школы, мы, так или иначе, решали указанные проблемы и формировали собственное представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования...